Двигатели ГАЗ-31105

Серийно на автомобиль за годы производства устанавливались двигатели ЗМЗ семейства 402, 405 и 406, двигатель Chrysler 2,4L и дизель ГАЗ-560 Steyr (Штайр).

ЗМЗ-4062, ЗМЗ-40621, ЗМЗ-4052, ЗМЗ-40525

ЗМЗ-40621.10. Основной двигатель. Имеет нейтрализатор выхлопных газов (соответствие нормам "Евро 2", с начала выпуска в 2004-м), либо не имеет его (т.е. "Евро 0" до октября 2005). Такие двигатели с серой некрашеной алюминиевой крышкой и натяжителями цепей ГРМ в виде звездочки появились на конвейере в 2004-м. Последние выпущены в конце 2007 г.

ЗМЗ-4062.10. Голубая клапанная крышка, натяжители в виде "башмак", иное, возле 4 цилиндра, расположение катушек зажигания (40621 - катушки между 3 и 4 цилиндрами). Нейтрализатора не имеет. Изредка попадаются до 2006 года.

ЗМЗ-40525.10. На ГАЗ-31105 появляются с середины 2008 для выполнения нормы законодательства РФ о "соответствии "Евро 3".

ЗМЗ-4052.10. На ГАЗ-31105 устанавливался "под заказ". Отличается от ЗМЗ-40621 увеличившимся объемом. 2,46 против 2,23. По виду под капотом - не отличается от ЗМЗ-40621. Черные пластмассовые клапанные крышки появились на всех ЗМЗ в 2006-м. Также устанавливался в малом количестве в версии "евро 2" (первые ГАЗ-31105-901 и ГАЗ-31025-901 собраны в июне 2007 г.). Индекс двигателя "евро 2" - ЗМЗ-40522D (с нейтрализатором).


Первые ЗМЗ-4062 были установлены на ГАЗ-3102 и ГАЗ-31029 в 1994 году. Массово двигатели семейства ЗМЗ-406.10 начали поступать на конвейерные машины (это уже были в основном ГАЗ-3110) в 1996.

Претерпев невообразимое количество улучшений и модернизаций, он был выпущен огромной серией (в 2005 - милионный блок) и был установлен на множество типов автомобилей.

К моменту начала выпуска ГАЗ-31105 альтернативой ему по тягово-мощностным характеристикам из доступных являлся только ГАЗ-560. ЗМЗ-4062 - гораздо более дешев в производстве, нежели дизельный агрегат, намного более дешев в обслуживании и ремонте. Таким образом 16-ти клапанный 4-х цилиндровый двигатель с распределенным впрыском топлива стал основным агрегатом для нового автомобиля ГАЗ-31105. Подавляющее большинство машин было выпущено с двигателями этого семейства (ЗМЗ-4052.10 в том числе).

ГАЗ дальновидно, с 2003-го, подготовился к сертификации по нормам "Евро 2" и "Евро 3". Машины, соответствующие нормам, появились на рынке не раньше срока "дальше некуда". "Евро 2" - конец 2005 г. "Норму" вводить не спешили прямо по команде, выработка старых двигателей продолжались и в начале 2006. "Евро 3" строго с 1 января 2008. "Евро 4" вроде откатывали, но Волги с ним выпустить не успели.

Первым двигателем семейства ЗМЗ-406.10 на ГАЗ-31105 был установлен ЗМЗ-4062.10. Тот-же движок устанавливался в свое время на ГАЗ-3110. Отличается голубой крышкой клапанов и расположением катушек зажигания впритык к задней стенке ГБЦ. Натяжители - "башмаки" как на двигателях ВАЗ. ЭБУ - "МИКАС 7.1", "СОАТЭ 302.3763", "ИТЭЛМА VS 5.6" (последний - с сентября 2006). Примечание - СОАТЭ 302.3763-01 взаимозаменяем с Микас 7.1 241.3763-31, СОАТЭ 302.3763-04 - нет. Полный список ЭБУ .

Улучшеной версией ЗМЗ-4062.10 стал ЗМЗ-40621.10. Появился в 2003-м. Самое главное его отличие - натяжители цепей ГРМ измененной конструкции в виде "звезд". Сами цепи ГРМ прибавили по два звена каждая. Визуально - серая некрашеная крышка клапанов и расположенные ближе к переднему бамперу, нежели на предшественнике, катушки зажигания. Может быть без нейтрализатора (приемная труба - две нитки) и с ним (приемная труба одинарная, есть датчик кислорода). С нейтрализатором - "Евро 2". На машину с таким двигателем установлена система улавливания паров топлива. ЭБУ - те-же, что для ЗМЗ-4062.10.

Пригодился двигатель ЗМЗ-4052.10, который готовили базовым на машину ГАЗ-3111 в 2000-м году. На ГАЗ-31105 он был доступен "под заказ" и показал себя только с лучшей стороны. В 2007-м некоторое количество машин получили двигатель ЗМЗ-4052.10 с нейтрализатором и системой улавливания паров топлива ("Евро 2"). Отдельного индекса у этого двигателя, предназначеного для легковых автомобилей, как бы вроде не было (на грузовых - ЗМЗ-40522.10). В середине 2008-го появился легковой ЗМЗ-40525.10 (грузовой аналог - ЗМЗ-40524.10). Двигатель изменился довольно сильно в части электроники и исполнительных механизмов, призваных соблюдать нормы "Евро 3" (Список изменений ). Идеалогически ЗМЗ-40525.10 стал преемником ЗМЗ-40621.10, который прекратили ставить на ГАЗ-31105 в конце 2007-го. Т.е. в отличии от "заказных" установок ЗМЗ-4052.10 до него, им укомплектованы обычные конвейерные машины.

Блок – чугун
ГБЦ – Al
Цилиндров - 4
Клапанов – 16
Порядок работы цилиндров – 1-3-4-2
Питание – распределенный впрыск

Параметр ЗМЗ 4062
(Евро 0)
ЗМЗ 40621
(Евро 0)
ЗМЗ 40621
(Евро 2)
ЗМЗ 4052
(Евро 0)
ЗМЗ 4052*
(Евро 2)
ЗМЗ 40525
(Евро 3)
Нейтрализатор нет нет есть нет есть есть
Датчик кислорода (кол-во) 0 0 1 0 1 2
Рабочий объем, дм3 2,28 2,28 2,28 2,464 2,464 2,464
Диаметр цилиндра, мм 92 92 92 95,5 95,5 95,5
Ход поршня, мм 86 86 86 86 86 86
Степень сжатия 9,3 9,3 9,3 9,3 9,3 9,4
Номинальная мощность, кВт/л.с (нетто) 96/130,6 99/134 95,5/129,9 118/152 106,6(112)/145(150) 91/123,8**
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (нетто) 20,6 (21,0) 18,7 (19,1) 18,2 (18,6) 21,1 (21,5) 20,8 (21,5) 20,5 (20,9)
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная (максимальная) 850±50(6000) 850±50(6000) 850±50(6000) 850±50(5000) 850±50(5000) 850±50(5000)
Масса двигателя, кг. 187 192 192 187 192,9 184

* - Данные по номинальной мощности для ЗМЗ-4052 Евро 2 по двум источникам отличаются. Указаны в скобках.
** - Данные по номинальной мощности для ЗМЗ-40525 Евро 3 в РЭ 31105 2008 указаны не верно, с 40621. В таблице - верные данные.

Chrysler DCC 2,4L (EDZ)

Двигатель появился на ГАЗ-31105 в 2005 г. В начале года ГАЗ заявил о "переговорах", но все сходится к тому, что решение об постановке на серийные машины альтернативного ЗМЗ двигателя было принято заблаговременно. По сути двигатель Chrysler 2,4l стал первым импортным агрегатом, устанавливаемым на заводском конвейере. У ГАЗа обширный опыт "свапа" Волг со времен царя Гороха, но в "ПАМС" (Ford и Rover).

Двигатели производились в городе Салтийо (Saltillo), Мексика. Были планы по локализации производства двигателей в России, но дальше кожухов сцеплений дело не пошло.

Конструктивно двигатель крепкий. Достаточно сказать что ГБЦ похожа на митсубишевский 4G63, коим был укомплектован Lancer Evolution в том числе (и гражданский и WRC). Блок - чугун.

Автомобилей ГАЗ с Chrysler выпущено было много. Цена на двигатель, закупаемый в таких объемах, была скорее всего не очень высокой. Славный город Салтийо знаменит как "мексиканский Детройт", где сконцентрированы большое количество различных автомобильных производств, в том числе два моторных завода.

Таким образом Заволжский моторый завод получил "ракетой в лоб", а ГАЗ удачно обезопасил себя от монополистических претензий ЗМЗ. Двигатели Chrysler таскали из-за океана. В то же время двигатели из Заволжья (55 км до Горького) ехали в Ульяновск, на УАЗ (собственник Соллерс), а двигатели из Ульяновска (УМЗ - собственник Базовый элемент) ехали в Горький. Ну что такое логистика, когда речь идет о деньгах?

Поскольку США не Европа, нормы ЕС для них не писаны. Однако "Закон о чистом воздухе" предусматривает даже более жесткие требования к выхлопному газу. Поэтому двигатели Chrysler без нейтрализатора можно отнести к "Евро 1". Датчик кислорода на них все равно присутствует.

Блок – чугун
ГБЦ – Al
Цилиндров - 4
Клапанов – 16
Порядок работы цилиндров – 1-3-4-2
Питание – распределенный впрыск

Параметр Chrysler DCC 2,4L (EDZ)
(евро 1)
Chrysler DCC 2,4L (EDZ)
(евро 2)
Chrysler DCC 2,4L (EDZ)
(евро 3)
Нейтрализатор нет есть есть
Датчик кислорода (кол-во) 1 1 2
Рабочий объем, дм3 2,429 2,429 2,429
Диаметр цилиндра, мм 87,5 87,5 87,5
Ход поршня, мм 101 101 101
Степень сжатия 9,47 9,47 нет данных
Номинальная мощность, кВт/л.с (нетто) 112/150 101/137 97/132
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (нетто) 22,4 (22,8) 21,0 (21,4) 21,0 (21,4)*
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная 850±50 850±50 нет данных
Масса двигателя, кг. 179 179 179

* - Данные по максимальному крутящему моменту для Chrysler DCC 2,4L (евро 3) по РЭ 31105 2008 одинаковы с Евро 2. Требуется уточнение.

ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10

Карбюраторные двигатели. До 2005 года включительно встречаются на комплектациях 411 и 416("такси"). Аналогичны двигателям, устанавливаемым на ГАЗ-3110. Из отличий от классического 402 - корпус термостата с зауженным малым кругом и штатный электровентилятор от Жигулей перед радиатором (крыльчатка на шкиве помпы сохранена). В 2005 г. часть двигателей оснащалась карбюратором ДААЗ 4178-1107010-40.

ЗМЗ-402 - под бензин АИ-92, ЗМЗ-4021 - под А-76. "ГАЗельный" карбюраторный ЗМЗ-4063 на "Волги" не ставился.

Блок – Al
ГБЦ – Al
Цилиндров - 4
Клапанов – 8
Порядок работы цилиндров – 1-2-4-3
Питание – карбюратор

Параметр ЗМЗ 402 ЗМЗ 4021
Нейтрализатор нет нет
Датчик кислорода (кол-во) 0 0
Рабочий объем, дм3 2,445 2,445
Диаметр цилиндра, мм 92 92
Ход поршня, мм 92 92
Степень сжатия 8,2 6,7
Номинальная мощность, кВт/л.с (нетто) 63,4/86 56,1/76
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (нетто) 17,2 (17,5) 16,4(16,7)
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная 750±50 600±50
Масса двигателя, кг. 181 181

ГАЗ-560

Малолитражные дизельные двигатели ГАЗ-560 и ГАЗ-5601 по немногу ставились в свое время на ГАЗ-3110. Комплектация с "простым" ГАЗ-560 называлась ГАЗ-3110-600, с "интеркулерным" ГАЗ-5601 - ГАЗ-3110-601. Машин ГАЗ-31105 с "интеркулерным" ГАЗ-5601 по моим данным не выпускалось. В документации по машинам двигатель значится как "Штайр".

Из отличий от стандартной машины - иное передаточное число главной пары заднего моста - 3,58. Добавлен фильтр тонкой очистки на заборную топливную магистраль в топливном баке. Другая приборная панель со шкалой давления масла, размеченной до 10 кгс/см и тахометром, размеченным до 5000 об/мин. Наверняка были и другие изменения в конструкции, но я о них ничего не знаю. Официальных руководств или литературы по этой машине как бы в доступе нет.

Практическое применение Волги с дизелем очень своеобразное. Машина имеет свои положительные качества. Она хороша как разъездной автомобиль. Скромный расход топлива. По надежности ГАЗ-560 показал себя только с хорошей стороны, в том числе зимой. По комфорту - нормально. Дизель довольно современный, с большим количеством демпфирующих элементов в конструкции самого двигателя.

Смысл обладания машиной с ГАЗ-560 - окупаемость по топливу при больших пробегах автомобиля.

Минусы известны. Машина разгоняется не быстрее машин с ЗМЗ-402. Максимальные 95 л.с. достигаются на 3800 об/мин (у ЗМЗ-402 - 100 на 4500 об/мин). Максимальный крутящий момент на сопоставимых с ЗМЗ-402 оборотах - на 2300 (ЗМЗ-402 - 2400 об/мин.). Надежность двигателя отчасти заслуга импортных комплектующих, коих в процентах до 75 от всех. Двигатель дорогой в закупке. Капитально ремонтировать при необходимости его смысла нет. По стране пара предприятий способны на профильный капитальный ремонт ГАЗ-560.

ГАЗ-31105-600 по цене била все рекорды. Около 11 000 USD в 2005. Это примерно на 2 500 USD дороже среднеукомплектованной машины с ЗМЗ-406. Волга-600 продавалась в удручающей комплектации "ниже плинтуса". Двигатель забирал всю стоимость машины на себя. Не удивительно, что дизельные Волги встречались ничуть не чаще машин с ЗМЗ-4052.10.

По экологической дружественности не совсем ясно наличие нейтрализатора для мотора ГАЗ-560 в версии "Евро 2". Изначально "без ничего" двигатель соответствует "Евро 1". Завод наличие нейтрализатора указывает для ГАЗ-560. Однако в каталоге деталей нейтрализатор указан для версии ГАЗ-5601 с "интеркулером". Возможно оба источника правы, и ГАЗ-560 "Евро 2" просто снят с производства.

Не смотря на скромный объем продаж, ГАЗ-31105-600 достаточно часто модернизировалась. Одно из последних упоминаний об измененении патрубка системы охлаждения относится к концу октября 2007 года.

Блок+ГБЦ – чугун
Цилиндров - 4
Клапанов – 8
Порядок работы цилиндров – 1-3-4-2
Питание – дизель с непосредственным впрыском топлива

Параметр ГАЗ-560
Нейтрализатор нет
Датчик кислорода (кол-во) 0
Рабочий объем, дм3 2,134
Диаметр цилиндра, мм 85
Ход поршня, мм 94
Степень сжатия 20,5
Номинальная мощность, кВт/л.с (брутто) 70/95,2
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (брутто) 20,0 (20,4)
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная 850±50
Масса двигателя, кг. 200

©2024 31105.RU  
Обратная связь: site31105

Сайт создан с целью сохранения информации с ресурса gaz31105.pp.** на случай его закрытия или блокировки. Автор контента - coelacanth.

Часть данных предоставлена: MrVeter, alexmix.