ЗМЗ-40621.10. Основной двигатель. Имеет нейтрализатор выхлопных газов (соответствие нормам "Евро 2", с начала выпуска в 2004-м), либо не имеет его (т.е. "Евро 0" до октября 2005). Такие двигатели с серой некрашеной алюминиевой крышкой и натяжителями цепей ГРМ в виде звездочки появились на конвейере в 2004-м. Последние выпущены в конце 2007 г.
ЗМЗ-4062.10. Голубая клапанная крышка, натяжители в виде "башмак", иное, возле 4 цилиндра, расположение катушек зажигания (40621 - катушки между 3 и 4 цилиндрами). Нейтрализатора не имеет. Изредка попадаются до 2006 года.
ЗМЗ-40525.10. На ГАЗ-31105 появляются с середины 2008 для выполнения нормы законодательства РФ о "соответствии "Евро 3".
ЗМЗ-4052.10. На ГАЗ-31105 устанавливался "под заказ". Отличается от ЗМЗ-40621 увеличившимся объемом. 2,46 против 2,23. По виду под капотом - не отличается от ЗМЗ-40621. Черные пластмассовые клапанные крышки появились на всех ЗМЗ в 2006-м. Также устанавливался в малом количестве в версии "евро 2" (первые ГАЗ-31105-901 и ГАЗ-31025-901 собраны в июне 2007 г.). Индекс двигателя "евро 2" - ЗМЗ-40522D (с нейтрализатором).
Первые ЗМЗ-4062 были установлены на ГАЗ-3102 и ГАЗ-31029 в 1994 году. Массово двигатели семейства ЗМЗ-406.10 начали поступать на конвейерные машины (это уже были в основном ГАЗ-3110) в 1996.
Претерпев невообразимое количество улучшений и модернизаций, он был выпущен огромной серией (в 2005 - милионный блок) и был установлен на множество типов автомобилей.
К моменту начала выпуска ГАЗ-31105 альтернативой ему по тягово-мощностным характеристикам из доступных являлся только ГАЗ-560. ЗМЗ-4062 - гораздо более дешев в производстве, нежели дизельный агрегат, намного более дешев в обслуживании и ремонте. Таким образом 16-ти клапанный 4-х цилиндровый двигатель с распределенным впрыском топлива стал основным агрегатом для нового автомобиля ГАЗ-31105. Подавляющее большинство машин было выпущено с двигателями этого семейства (ЗМЗ-4052.10 в том числе).
ГАЗ дальновидно, с 2003-го, подготовился к сертификации по нормам "Евро 2" и "Евро 3". Машины, соответствующие нормам, появились на рынке не раньше срока "дальше некуда". "Евро 2" - конец 2005 г. "Норму" вводить не спешили прямо по команде, выработка старых двигателей продолжались и в начале 2006. "Евро 3" строго с 1 января 2008. "Евро 4" вроде откатывали, но Волги с ним выпустить не успели.
Первым двигателем семейства ЗМЗ-406.10 на ГАЗ-31105 был установлен ЗМЗ-4062.10. Тот-же движок устанавливался в свое время на ГАЗ-3110. Отличается голубой крышкой клапанов и расположением катушек зажигания впритык к задней стенке ГБЦ. Натяжители - "башмаки" как на двигателях ВАЗ. ЭБУ - "МИКАС 7.1", "СОАТЭ 302.3763", "ИТЭЛМА VS 5.6" (последний - с сентября 2006). Примечание - СОАТЭ 302.3763-01 взаимозаменяем с Микас 7.1 241.3763-31, СОАТЭ 302.3763-04 - нет. Полный список ЭБУ .
Улучшеной версией ЗМЗ-4062.10 стал ЗМЗ-40621.10. Появился в 2003-м. Самое главное его отличие - натяжители цепей ГРМ измененной конструкции в виде "звезд". Сами цепи ГРМ прибавили по два звена каждая. Визуально - серая некрашеная крышка клапанов и расположенные ближе к переднему бамперу, нежели на предшественнике, катушки зажигания. Может быть без нейтрализатора (приемная труба - две нитки) и с ним (приемная труба одинарная, есть датчик кислорода). С нейтрализатором - "Евро 2". На машину с таким двигателем установлена система улавливания паров топлива. ЭБУ - те-же, что для ЗМЗ-4062.10.
Пригодился двигатель ЗМЗ-4052.10, который готовили базовым на машину ГАЗ-3111 в 2000-м году. На ГАЗ-31105 он был доступен "под заказ" и показал себя только с лучшей стороны. В 2007-м некоторое количество машин получили двигатель ЗМЗ-4052.10 с нейтрализатором и системой улавливания паров топлива ("Евро 2"). Отдельного индекса у этого двигателя, предназначеного для легковых автомобилей, как бы вроде не было (на грузовых - ЗМЗ-40522.10). В середине 2008-го появился легковой ЗМЗ-40525.10 (грузовой аналог - ЗМЗ-40524.10). Двигатель изменился довольно сильно в части электроники и исполнительных механизмов, призваных соблюдать нормы "Евро 3" (Список изменений ). Идеалогически ЗМЗ-40525.10 стал преемником ЗМЗ-40621.10, который прекратили ставить на ГАЗ-31105 в конце 2007-го. Т.е. в отличии от "заказных" установок ЗМЗ-4052.10 до него, им укомплектованы обычные конвейерные машины.
Блок – чугун
ГБЦ – Al
Цилиндров - 4
Клапанов – 16
Порядок работы цилиндров – 1-3-4-2
Питание – распределенный впрыск
Параметр | ЗМЗ 4062 (Евро 0) |
ЗМЗ 40621 (Евро 0) |
ЗМЗ 40621 (Евро 2) |
ЗМЗ 4052 (Евро 0) |
ЗМЗ 4052* (Евро 2) |
ЗМЗ 40525 (Евро 3) |
---|---|---|---|---|---|---|
Нейтрализатор | нет | нет | есть | нет | есть | есть |
Датчик кислорода (кол-во) | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
Рабочий объем, дм3 | 2,28 | 2,28 | 2,28 | 2,464 | 2,464 | 2,464 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 | 92 | 92 | 95,5 | 95,5 | 95,5 |
Ход поршня, мм | 86 | 86 | 86 | 86 | 86 | 86 |
Степень сжатия | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,4 |
Номинальная мощность, кВт/л.с (нетто) | 96/130,6 | 99/134 | 95,5/129,9 | 118/152 | 106,6(112)/145(150) | 91/123,8** |
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (нетто) | 20,6 (21,0) | 18,7 (19,1) | 18,2 (18,6) | 21,1 (21,5) | 20,8 (21,5) | 20,5 (20,9) |
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная (максимальная) | 850±50(6000) | 850±50(6000) | 850±50(6000) | 850±50(5000) | 850±50(5000) | 850±50(5000) |
Масса двигателя, кг. | 187 | 192 | 192 | 187 | 192,9 | 184 |
* - Данные по номинальной мощности для ЗМЗ-4052 Евро 2 по двум источникам отличаются. Указаны в скобках.
** - Данные по номинальной мощности для ЗМЗ-40525 Евро 3 в РЭ 31105 2008 указаны не верно, с 40621. В таблице - верные данные.
Двигатель появился на ГАЗ-31105 в 2005 г. В начале года ГАЗ заявил о "переговорах", но все сходится к тому, что решение об постановке на серийные машины альтернативного ЗМЗ двигателя было принято заблаговременно. По сути двигатель Chrysler 2,4l стал первым импортным агрегатом, устанавливаемым на заводском конвейере. У ГАЗа обширный опыт "свапа" Волг со времен царя Гороха, но в "ПАМС" (Ford и Rover).
Двигатели производились в городе Салтийо (Saltillo), Мексика. Были планы по локализации производства двигателей в России, но дальше кожухов сцеплений дело не пошло.
Конструктивно двигатель крепкий. Достаточно сказать что ГБЦ похожа на митсубишевский 4G63, коим был укомплектован Lancer Evolution в том числе (и гражданский и WRC). Блок - чугун.
Автомобилей ГАЗ с Chrysler выпущено было много. Цена на двигатель, закупаемый в таких объемах, была скорее всего не очень высокой. Славный город Салтийо знаменит как "мексиканский Детройт", где сконцентрированы большое количество различных автомобильных производств, в том числе два моторных завода.
Таким образом Заволжский моторый завод получил "ракетой в лоб", а ГАЗ удачно обезопасил себя от монополистических претензий ЗМЗ. Двигатели Chrysler таскали из-за океана. В то же время двигатели из Заволжья (55 км до Горького) ехали в Ульяновск, на УАЗ (собственник Соллерс), а двигатели из Ульяновска (УМЗ - собственник Базовый элемент) ехали в Горький. Ну что такое логистика, когда речь идет о деньгах?
Поскольку США не Европа, нормы ЕС для них не писаны. Однако "Закон о чистом воздухе" предусматривает даже более жесткие требования к выхлопному газу. Поэтому двигатели Chrysler без нейтрализатора можно отнести к "Евро 1". Датчик кислорода на них все равно присутствует.
Блок – чугун
ГБЦ – Al
Цилиндров - 4
Клапанов – 16
Порядок работы цилиндров – 1-3-4-2
Питание – распределенный впрыск
Параметр | Chrysler DCC 2,4L (EDZ) (евро 1) |
Chrysler DCC 2,4L (EDZ) (евро 2) |
Chrysler DCC 2,4L (EDZ) (евро 3) |
---|---|---|---|
Нейтрализатор | нет | есть | есть |
Датчик кислорода (кол-во) | 1 | 1 | 2 |
Рабочий объем, дм3 | 2,429 | 2,429 | 2,429 |
Диаметр цилиндра, мм | 87,5 | 87,5 | 87,5 |
Ход поршня, мм | 101 | 101 | 101 |
Степень сжатия | 9,47 | 9,47 | нет данных |
Номинальная мощность, кВт/л.с (нетто) | 112/150 | 101/137 | 97/132 |
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (нетто) | 22,4 (22,8) | 21,0 (21,4) | 21,0 (21,4)* |
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная | 850±50 | 850±50 | нет данных |
Масса двигателя, кг. | 179 | 179 | 179 |
* - Данные по максимальному крутящему моменту для Chrysler DCC 2,4L (евро 3) по РЭ 31105 2008 одинаковы с Евро 2. Требуется уточнение.
Карбюраторные двигатели. До 2005 года включительно встречаются на комплектациях 411 и 416("такси"). Аналогичны двигателям, устанавливаемым на ГАЗ-3110. Из отличий от классического 402 - корпус термостата с зауженным малым кругом и штатный электровентилятор от Жигулей перед радиатором (крыльчатка на шкиве помпы сохранена). В 2005 г. часть двигателей оснащалась карбюратором ДААЗ 4178-1107010-40.
ЗМЗ-402 - под бензин АИ-92, ЗМЗ-4021 - под А-76. "ГАЗельный" карбюраторный ЗМЗ-4063 на "Волги" не ставился.
Блок – Al
ГБЦ – Al
Цилиндров - 4
Клапанов – 8
Порядок работы цилиндров – 1-2-4-3
Питание – карбюратор
Параметр | ЗМЗ 402 | ЗМЗ 4021 |
---|---|---|
Нейтрализатор | нет | нет |
Датчик кислорода (кол-во) | 0 | 0 |
Рабочий объем, дм3 | 2,445 | 2,445 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 | 92 |
Ход поршня, мм | 92 | 92 |
Степень сжатия | 8,2 | 6,7 |
Номинальная мощность, кВт/л.с (нетто) | 63,4/86 | 56,1/76 |
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (нетто) | 17,2 (17,5) | 16,4(16,7) |
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная | 750±50 | 600±50 |
Масса двигателя, кг. | 181 | 181 |
Малолитражные дизельные двигатели ГАЗ-560 и ГАЗ-5601 по немногу ставились в свое время на ГАЗ-3110. Комплектация с "простым" ГАЗ-560 называлась ГАЗ-3110-600, с "интеркулерным" ГАЗ-5601 - ГАЗ-3110-601. Машин ГАЗ-31105 с "интеркулерным" ГАЗ-5601 по моим данным не выпускалось. В документации по машинам двигатель значится как "Штайр".
Из отличий от стандартной машины - иное передаточное число главной пары заднего моста - 3,58. Добавлен фильтр тонкой очистки на заборную топливную магистраль в топливном баке. Другая приборная панель со шкалой давления масла, размеченной до 10 кгс/см и тахометром, размеченным до 5000 об/мин. Наверняка были и другие изменения в конструкции, но я о них ничего не знаю. Официальных руководств или литературы по этой машине как бы в доступе нет.
Практическое применение Волги с дизелем очень своеобразное. Машина имеет свои положительные качества. Она хороша как разъездной автомобиль. Скромный расход топлива. По надежности ГАЗ-560 показал себя только с хорошей стороны, в том числе зимой. По комфорту - нормально. Дизель довольно современный, с большим количеством демпфирующих элементов в конструкции самого двигателя.
Смысл обладания машиной с ГАЗ-560 - окупаемость по топливу при больших пробегах автомобиля.
Минусы известны. Машина разгоняется не быстрее машин с ЗМЗ-402. Максимальные 95 л.с. достигаются на 3800 об/мин (у ЗМЗ-402 - 100 на 4500 об/мин). Максимальный крутящий момент на сопоставимых с ЗМЗ-402 оборотах - на 2300 (ЗМЗ-402 - 2400 об/мин.). Надежность двигателя отчасти заслуга импортных комплектующих, коих в процентах до 75 от всех. Двигатель дорогой в закупке. Капитально ремонтировать при необходимости его смысла нет. По стране пара предприятий способны на профильный капитальный ремонт ГАЗ-560.
ГАЗ-31105-600 по цене била все рекорды. Около 11 000 USD в 2005. Это примерно на 2 500 USD дороже среднеукомплектованной машины с ЗМЗ-406. Волга-600 продавалась в удручающей комплектации "ниже плинтуса". Двигатель забирал всю стоимость машины на себя. Не удивительно, что дизельные Волги встречались ничуть не чаще машин с ЗМЗ-4052.10.
По экологической дружественности не совсем ясно наличие нейтрализатора для мотора ГАЗ-560 в версии "Евро 2". Изначально "без ничего" двигатель соответствует "Евро 1". Завод наличие нейтрализатора указывает для ГАЗ-560. Однако в каталоге деталей нейтрализатор указан для версии ГАЗ-5601 с "интеркулером". Возможно оба источника правы, и ГАЗ-560 "Евро 2" просто снят с производства.
Не смотря на скромный объем продаж, ГАЗ-31105-600 достаточно часто модернизировалась. Одно из последних упоминаний об измененении патрубка системы охлаждения относится к концу октября 2007 года.
Блок+ГБЦ – чугун
Цилиндров - 4
Клапанов – 8
Порядок работы цилиндров – 1-3-4-2
Питание – дизель с непосредственным впрыском топлива
Параметр | ГАЗ-560 |
---|---|
Нейтрализатор | нет |
Датчик кислорода (кол-во) | 0 |
Рабочий объем, дм3 | 2,134 |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Ход поршня, мм | 94 |
Степень сжатия | 20,5 |
Номинальная мощность, кВт/л.с (брутто) | 70/95,2 |
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (брутто) | 20,0 (20,4) |
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная | 850±50 |
Масса двигателя, кг. | 200 |